Войти

еФАНКелие от городского циника.

Рецензия на последнюю книгу Виса Виталиса.
23 сентября, 16:45.
7.78 -
+

Выход в течение прошедшего лета в издательстве «Эксмо» двух книг, написанных независимым рэп-фанк музыкантом Висом Виталисом, — «Женщина: где у нее кнопка?» и «Женщина: бери и пользуйся» — событие, безусловно, выдающееся. Неординарность заключается, разумеется, не в самом факте публикации (автобиографические и беллетристические опусы музыкантов стали вполне привычными), а в ошеломляющем содержании и яркой форме подачи материала. Объединенная броским надзаголовком «пособие для городского циника: получай от женщины удовольствие, а не проблемы» дилогия формально позиционируется как популярное руководство по психологии общения между мужчиной и женщиной, написанное «с позиций махрового мужского шовинизма». На деле отнести обе книжки (особенно первую) к какому-то определенному жанру довольно трудно. В них можно обнаружить и конкретные практические советы, и философские обобщения, так что каждый читатель найдет свое: кто-то – безудержный эпатаж, кто-то – учебное пособие, кто-то, возможно, воспримет их как слово гуру, а кто-то будет страдать от жуткой аллергии на каждый абзац, у кого-то произойдет вынос мозга, а кто-то просто понимающе улыбнется… Впрочем, от Виса, иного ожидать и не приходится, ибо человек он, как хорошо известно, разносторонний, многоплановый и непредсказуемый и, хоть главным делом его жизни была и остается музыка, успел засветиться на множестве поприщ.

Авторский дискурс жёсток, жесток, циничен, нагл и бесцеремонен. Женщина в его интерпретации – не ангелочек, достойный вознесения на пьедестал, а существо довольно эгоистичное, расчетливое и коварное. В результате дилогия получилась во многом экстремистской и провокационной. Автор и сам, в общем, не скрывает, что играет роль трикстера, намеренно нарушающего общепринятые правила и стереотипы поведения . Тем не менее, роль эта выглядит вполне оправданной, поскольку тексты Виса, можно сказать, улучшают баланс Инь и Ян в окружающем нас современном мире (например, если книг, написанных воинствующими феминистками, издано множество, то оригинальных текстов, написаных с позиции «безоговорочной мужской правоты» практически нет). К тому же автору, несмотря на некоторые шероховатости, удалось проскочить между Сциллой скучной дидактики и Харибдой откровенного литературного хулиганства, замешанного на нестандартной позиции автора. Дадим слово самому Вису: «Книга имеет второй подзаголовок «Отношения в стиле хип-хоп». В итоге, многие критики задались вопросом, какое отношение эта книга имеет к хип-хопу. Специально для тупы… в смысле, для критиков, поясняю, что меня давно подкупает присущая рэпу бескомпромиссность, энергетика, безоглядность в суждениях, гипертрофированная маскулинность и определенная отмороженность. Все это свойственно мне самому, моей музыке, и (по крайней мере, я старался), моей книге. Хип-хоп в целом и рэп в частности, – по крайней мере, в том смысле, в котором я его понимаю, – подразумевает предельную искренность, отсутствие экивоков, максимальную правдивость и пренебрежение любыми условиями и условностями, идущими вразрез с позицией и убеждениями автора. А поскольку в нашем мире, где идет борьба между цинизмом и лицемерием, (иначе говоря, между хип-хопом и попсой), я безоговорочно нахожусь на стороне цинизма и хип-хопа, то это и объясняет упомянутый подзаголовок».

Разумеется, Вис не делает открытий в сфере психологии общения, хотя чувствуется, что материал при написании книги переработан обширный. Довлатов, Кара-Мурза, Леви-Брюль, Ключевский, Ницше, маркиз де Сад, Спок, Стендаль, Фрейд – вот далеко не полный перечень цитируемых авторов. Психология психологией, но в своих рассуждениях Вис твердо стоит на материальной почве. Исходя из постулата, что отношения между мужчиной и женщиной суть аналог холодной войны, а война, как известно, всё спишет, Вис, в применении к женщине, рассуждает о о «тактико-технических характеристиках», «основах профессионального управления механизмом», «позиционирования», «инвестировании в проект» и прочих наукообразных категориях, ничуть не маскируя многоэтажного навеса из иронии и стеба. Порой откровенно гонит (по его же собственному выражению, «как литерный мимо пакгаузов»). Гонит крайне искусно и изобретательно. Гонит в полном соответствии с принципами агональной коммуникации, которые настоятельно рекомендует использовать мужчинам по отношению ко всем представительницам прекрасного пола.

К достоинствам подхода автора следует отнести то, что предметом “исследования” является не женщина вообще, а жительница современного мегаполиса, являющаяся порождением экономических, политических, социальных и культурных условий городской капиталистической цивилизации начала XXI века — той самой цивилизации, которая, по мнению Виса, имеет серьезные шансы “сыграть в ящик” (если не одумается, конечно). В целом, применять какие-то общепринятые критерии к оценке этих двух книг не бесполезно. Если все же попытаться дать краткое определение, то это – остроумная импровизация на тему гендерной психологии, базирующаяся (как любая умелая импровизация) на разностороннем таланте и богатом жизненном опыте автора. Так или иначе, прочесть обе эти неординарные книжки имеет смысл независимо от остроты интереса к рассматриваемой в них проблеме. Безучастным не останется никто.

Алексей Малышев специально для indarnb.ru

Комментарии
Юра Кокси

Юра Кокси (23 сентября, 23:14)

Огромное уважение этому человеку.

Оценка: -1 +1(3) −1(4)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
еФАНКелие от городского циника.
Новости по теме
Видео по теме
Последние новости из рубрики «Дневная жизнь»
Архив новостей
2008
Авторские колонки
Сью

Про Любовь…
5.54
Zolik

Тот, кто за нами всегда наблюдает….
5.91
Мико(GLSS)

Что есть предательство вообще?
5.90
© 2005 — 2008 «InDaRnB»
InDaRnB — портал об RnB, хип-хоп культуре и стиле жизни.
RnB музыка, RnB исполнители, RnB вечеринки, RnB DJ's, R'n'B стиль как он есть.
Контактная информация